БРОНЗОВЫЕ УКРАШЕНИЯ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ XIX века

Все знают, что музей — это место, где хранится история. Ежегодно наш музей пополняется сотнями экспонатов, это документы, произведения искусства, фотографии, окаменелости и многое другое. Недаром пополнение фондов одна из главных задач музейных сотрудников. Всем собранным коллекциям нужно обеспечить нужные условия хранения: поддерживать определенную температуру и влажность, обернуть предметы в специальную консервационную бумагу, исключить попадание солнечного света и хранить в опечатываемом, охраняемом помещении, чтобы многие годы спустя, посетители музея смогли увидеть артефакты в своём изначальном облике.

В начале этого года в фонды Бикинского краеведческого музея попало несколько интересных находок: фрагмент бивня мамонта, керамический сосуд IX-XIII века, но самая многочисленная по составу предметов это этнографическая коллекция, переданная на хранение в музей членом Хабаровского краевого отделения «Русского географического общества» Лебедюк Виктором Алексеевичем, о ней расскажем подробнее.

Фотография нагрудника «Лэлэ» из фондов музея им. Гродекова, г. Хабаровск

Виктор Алексеевич, любезно передал нашему музею более трёхсот уникальных предметов — украшений народов Приамурья XVIII- XIX веков, найденные им в береговых осыпях Амура и малых проток – в местах, где столетия назад располагались нанайские стойбища. В коллекцию малых коренных народов музея вошли бронзовые серьги, браслеты, кольца, пуговицы, а также предметы быта и охоты нанайцев: курительные трубки, наконечники стрел. Ну и, наверное, самое ценное здесь, это бронзовые привески для нанайского свадебного нагрудника «Лэлэ».

Для того, чтобы понять, чем так ценен нагрудник «Лэлэ» давайте узнаем, как традиционно одевались нанайские мужчины и женщины.

Мужская повседневная одежда состоит из нижнего и верхнего белья: рубашка энгэрэдэ, штаны пэру, ноговицы гаро, обуви и головного убора талома апу (берестяная коническая шляпа), изготавливали ее из куска пропаренной бересты. В качестве верхней одежды носили халат, шили его выше колен, чтобы не мешал при ходьбе. В летнее время вместо халата надевали короткую безрукавку кандял.

Женский повседневный костюм также состоял из нательной и верхней одежды. В нательный комплект входили штаны, халат и нагрудник. Широкие штаны эктэ пэруни кроили вместе с нагрудной частью и на поясе затягивали шнурком. Нагрудник был поверх штанов, прикрывал и колени. До замужества его носили все женщины, после замужества только в зажиточных семьях.

Вся повседневная одежда нанайцев изготавливалась из шкур животных, рыбьей кожи и волокон конопли и крапивы. С появлением русских переселенцев и китайцев в обиходе нанайцев появились ткани, и, конечно же, самые дорогие ткани, как шелк и парча использовались для изготовления праздничной и свадебной одежды. Самым роскошным по своему убранству был свадебный наряд, который состоял из нескольких элементов, в самом начале одевался «Лэлу» (нагрудник), затем «Покто» (халат), далее «Капчима тэгуэ» (халат), «Босома амири» (халат), «Лэлэ» (нагрудник, богато декорировали бусинками, стеклянными пуговицами, медными подвесками, бляшками различной формы. В нижней части нагрудника на ровдужных ремешках пришивали бронзовые металлические подвески или ракушки каури. Звон металлических подвесок при каждом движении невесты свидетельствовал о наличии в составе костюма этого невидимого предмета), «Сикэ» (родовой халат), «Сини» (воротник) и в конце поверх воротника на невесту надевали подвеску в виде диска.

Различные виды нагрудников и халатов надевались один на другой в определенной последовательности не просто так (чтобы было тепло или красиво, люди тех времен были глубоко религиозны). Они составляли многоуровневую защиту невесты (будущей матери, продолжательницы рода) от влияния злых духов и негативной энергии на её пути из родительского дома в дом жениха. Отправляясь в путь к дому жениха, невеста также несла перед собой родовое копьё, обладавшее мистической силой противостоять злым духам, а бронзовые привески на нагруднике создавали металлический звон, отпугивая злых духов.

В свадебном наряде более богато украшенным чем нагрудник «Лэлэ» был только родовой халат «Сикэ», поэтому этот экспонат особо ценен для нашего музея. В ближайшее время музей воссоздаст из предметов, переданных в наш музей Лебедюк Виктором Алексеевичем уникальный «Нанайский нагрудник», который по праву займет почетное место в экспозиции, посвященной коренным малочисленным народам Дальнего Востока.


Хранитель музейных коллекций

МБУ «Краеведческий музей имени Н.Г. Евсеева»                                                      Ю.И. Артеменко



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *